ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ ПО РИСУНКУ «МОЯ СЕМЬЯ»
1.     Кумир семьи: ребенок начинает изображение рисунка с рисования самого себя, в самом центре листа. Родителей изображает на небольшом расстоянии, при этом величина фигурок родителей и автора одинакова, а порой и ниже «кумира семьи». Ребенок выделяет себя яркой одеждой, на голове (девочек) часто одета корона, либо изображение - в виде принцессы. При этом одежда родителей прорисовывается серыми не броскими тонами.
2.     Гиперопека: ребенок начинает изображение рисунка с того члена семьи который больше всего опекает его, а рядом с «опекуном» рисует себя. Обычно гиперопекаемые рисуют себя слишком близко с родителями либо особами их заменяющими, а порой крепко взявшимися за руки (папа, я, мама). Если рисунок в движении, то родители пристально следят за действиями своего чада. В этом рисунке ребенок изображает себя ниже ростом, либо на ровне с родителями. Одежда автора очень похожа с одеждою родителей. Ребенок не претендует на роль «кумира», родители для него – «китайская стена», которая укрепляет уверенность в себе.
3.     Гипоопека: чаще всего ребенок старательно изображает всю семью, случайно забывая нарисовать себя. На вопрос – «Где ты?», «Почему забыл?» - придумывает различные версии повседневной жизни. Которые оправдывают его отсутствие: (в больнице, сплю и т.п.)
4.     Безнадзорность: дети при таком типе воспитания чаще всего отказываются рисовать. А если рисуют себя то «человечьком» очень маленького размера в огромном просторе. Единственная натура которую можно рассматривать под микроскопом. Одежда раскрашивается в серые неприглядные тона – словно его душа вывернута на изнанку переполненная одиночеством.
5.     Золушка: при таком типе воспитания рисунок начинается с того брата, либо сестры которому противопоставляют в семье автора (он хороший – ты плохой). Всех членов семьи изображает автор на листе, оставляя для себя место, где то с краю на расстоянии от всех, либо совсем не изображает, подчеркивая этим, что я не нужен здесь, я лишний в своей семье. Весь фокус сконцентрирован на «сопернике» ребенка.
6.     «В ежовых рукавицах»: при таком типе воспитания ребенку очень трудно изобразить семью в полном составе. Боясь одного из родителей, а то и обоих сразу, ребенок пытается «нейтрализовать» свой страх, хотя бы на листе бумаги. В этой связи на рисунке отсутствует тот родитель который держит его «в черном теле». А себя автор окружает более лояльными родственниками или посторонними людьми которые хоть временно, но могут смягчить его участь, уменьшить степень дискомфорта. При условии, необходимости изображения на рисунке родителей автор не оставляет места для своего изображения, при этом не раскрывает истинной причины таких перекосов в рисунке. Размер фигурки автора намного меньше размера фигурок родителей. А тот родитель который  держит его «в черном теле» изображен невероятно большим ртом, обычно с раскрытым, либо с большими руками поднятыми в верх.
7.     Воспитание «в культе болезни»:  и на рисунке культ всегда культ, каким бы он не был. Даже если это культ болезни. Ребенок при такой форме воспитания словно пропитанный эгоцентризмом. Над всем возвышается ребенок. Внимание непроизвольно концентрируется на ребенке. На таком рисунке ребенок изображает себя посредине листа, вокруг его те люди которые постоянно его опекают дома, обычно это мама либо бабушка. Для изображения других членов семьи практически не остается места. Часто такие дети изображают как они болеют а рядом с ними те кто всегда рядом, но каким бы мрачным нам не казался такой сюжет ребенок разрисовывает его теплыми тонами.
8.     Воспитание по типу «Кронпринц»:  Кронпринц начинает свой рисунок с изображения вещей, свет вещей, а не людей окружает таких детей с самого рождения. Продолжает кронпринц свой рисунок изображением самого себя играющего своими вещами. Родителей он вспоминает редко, зато обычно его окружают многочисленные друзья, с которые скрашивают его одиночество. Часто кронпринц вместо семьи рисует свою комнату с вещами.

9.     Противоречивое воспитание: такой тип воспитания довольно сложно распознать на одном рисунке. Ребенок чаще «объединяет» отдельных членов семьи в маленькие группы. себя он изображает рядом с теми членами семьи к которым более привязан, а тех кто мешает  ему размещает в стороне.  Нередко ребенок как буфер  изображает своих  уже умерших родственников бабушек, дедушек.

Комментарии